Andalucia 2019

... ритуал ...



   В прошлом году на Пасху мы начинали двигаться из Андалузии обратно в Литву. В этом году наоборот, - мы приехали как раз в канун Пасхи. То есть застали Semana Santa в самом разгаре. Весь городок - Veles-Malaga – дудел, шумел, короче говоря, - принимал участие в подобающем событию ритуале. Так что случился удачный повод понаблюдать и поразмыслить, - а что же такое есть, - ритуал?
   Что заставляет этих, с виду вполне нормальных, цивилизованных людей, надевать на себя какие-то забавные одежды, выстраиваться рядами, таскать по нелёгким улицам города тяжеленные носилки с куклами из религиозных сюжетов? 
Помешательство? 
Разновидность религиозного экстаза, странным образом оживающего на одну неделю каждый год?
Или это просто игра такая, в которую зачем-то включается вся Испания?



   Игра? Разумеется игра. Ведь иначе и быть не может, если, в сути своей, всё существование есть игра. А ритуал, это то, что устанавливает правила игры. Правила в самом широком смысле, - от физических законов до законов нравственных или же духовных.
   Убери ритуал и будет хаос.
   Как пример. Есть разные толкования термина арии (самоназвание народов, населявших Древнюю Индию и Иран). Но удачнее всего определил, на мой вкус, Александр Пятигорский: ария (ариец, если угодно) это тот, кто знает ритуал, исполняет ритуал. То есть здесь важна не некая национальная, этническая принадлежность, а общая картина мира, приверженность определённому «порядку вещей». Это и делает человека благородным, своим, отличает его от окружающих чужаков, варваров. И пусть этот ритуал по сути своей такая же игра, как и всё остальное. Но это своя игра. Игра, в которой мир упорядочен, предсказуем и не так ужасен, как жизнь, лишённая ритуала.
   Пусть и с некоторой натяжкой, но пожалуй можно сказать так: ритуал есть то, что, магическим образом, превращает беспредельную бесцельность бытия в осмысленность существования. И пусть эта осмысленность существования не более чем игра. В конце концов, а что нам доступно, кроме игры? Вот если помыслить? Если попробовать схватить этот термин – игра – максимально абстрактно?
   Тогда становится видно, что это просто наша привычка, наше устоявшееся заблуждение относиться к игре, как к чему-то не настоящему. Но в действительности игра как раз и есть единственное доступное нам настоящее.
Впрочем, это уже, как говорится, Остапа понесло. Вернусь в Андалусию.









   Вот эти испанские женщины, мужчины, дети, даже если они не принимают прямого участия во всём этом действе, а лишь зрители, - все они исполняют некий многовековой ритуал. 
Как его назвать? В широком смысле, - ритуал упорядочивания мира
Чуть уже, - ритуал упорядочивания христианского мира. 
Ещё уже, - упорядочивание мира… андалусского? Мы ведь в Андалусии, а этот мир не совсем таков, как, например, мир литовский.
Трудно себе представить, чтобы обычные литовские мужчины «впряглись» в такую вот работу:




   Это невозможно! И вовсе не потому, что эта штука весит не одну тонну. А просто потому, что им - литовским мужчинам - не близок, не понятен этот ритуал. Зачем? Кому это надо? Богу, что ли?
   Богу вряд ли. А вот самим испанцам зачем-то надо. Посмотрите на эти взгляды мужчин:

   И женщин тоже:

   Игра? Разумеется! Но в такой игре, в таком ритуале есть некая сила. И она проявляется, ощущается даже физически. Не шучу.
   Я там прыгал вокруг, как посторонний козлик-наблюдатель, щёлкал затвором и вовсе не был вовлечён в сам ритуал. Для меня это не близко, не понятно. Для меня это только зрелище. А когда сделал тот снимок с лицами мужчин в зелёном, немного задержался около них. И вдруг раздалась какая-то команда и эти мужчины, которые до этого стояли полностью недвижимо, начали движение. 
Подозреваю, что у меня вэтот момент челюсть отвисла от изумления. Это было что-то живое. Они двинулись, разумеется в ногу, иначе бы и не получилось, учитывая, как плотно друг к другу они стояли. И эти носилки, вся эта многотонная масса принялась раскачиваться, соответствуя шагам, вправо-влево, плывя по улице. Точно живая. И звук шагов... В этом была какая-то сила.

   Если кому-то показалось, что я тут идеализирую испанцев, то это неправильно показалось. Все народы разные, у всех есть какие-то свои особенные черты. Но. Сейчас, в период всеобщей глобализации, не каждый народ умеет сохранить свою индивидуальность.
   Кто посещал кафе или рестораны в Вильнюсе? Много видели литовских названий? А меню? Вот те листы меню, что возле входа. Часто видели меню на литовском? Я - редко. Обычно на английском. Или английском, немецком, французском, даже русском, и при этом на литовском, - нет.
   Думаю, никто не заподозрит меня в литовском национализме, но ведь это какой-то позор, как выразился тов. Швондер. 
   Поэтому, да. И в этом мне нравятся испанцы. У них всё на их языке. А если турист его не знает, то это его трудности. С ним будут общаться, его будут стараться понять, и всё это будет очень дружелюбно, и всегда можно договориться, в конце-концов, - жестами или посредством рисунков на салфетках, как мы делали в свою самую первую поездку в Испанию. Но меню в ресторанах будет на испанском, как и названия самих ресторанов.
   И они, испанцы, будут держаться своих ритуалов, своей картины мира. Несмотря ни на какие евросоюзы. 
   А Литва?



......

 











... Андалузский Пёс ...



   Нет-нет, известный фильм Бунюэля здесь совсем не при чём. Да и Сальвадора Дали, как художника, я не люблю. Зато Кадакес – очень приятное место. И вовсе не потому, что рядом, в Порт-Льигате, находится дом-музей Дали. В нём мы были один раз и хватило. А вот в Кадакес стараемся заезжать в каждую поездку по Испании. Может потому, что есть в нём что-то… андалузское? Несмотря на то, что он-то в Каталонии. Не знаю.

   Вообще-то «во времена Дали» в студенческой среде андалузскими псами презрительно обзывали выходцев с юга. Это прозвище значило что-то типа: лох, слюнтяй, недотёпа и тп. То есть какие-то «дворняги» в сравнении с аристократичными мадридцами и «французообразными» каталонцами. А поскольку и сам я по жизни ни разу не аристократ, а обычная дворняга, то может быть поэтому мне так хорошо именно в Андалусии?   


Да и собаки здесь... Вот есть такая присказка, что собаки, мол, похожи на своих хозяев. Что ж, в Андалусии, наблюдая собак, можно сделать определённые выводы о хозяевах.Если в Литве, например, собаки какие-то нервные, настороженные и пристёгнутые поводками, то здесь псы любого размера лишены намордников, а поводки хотя и существуют, но пристёгиваются редко.
Собачки абсолютно дружелюбные и, кажется, постоянно улыбаются. И хотят общаться! То есть нет ничего удивительного, если к тебе, вдруг, пристанет какой-то неизвестно откуда взявшийся пёс просто для того, чтобы сказать: Hola! Buenas tardes!
Вот, например, присядешь на берегу океана потерзать струны какой-нить отсебятиной. Ведь хорошо же, - солнце, ветер, волны...
Как вдруг, непонятно откуда, появляется... поклонник?
Да нет, просто поздороваться забежал
Только и всего. Потом опять куда-то убежал. Чей? Зачем? Почему?
Да какая разница! Главное, - настроение. Настроение Андалусии...

Теперь вспомнил, что ведь в прошлом году тоже начинал здесь писать что-то типа "фотоотчёта". Конечно, так и не закончил. Но поскольку места практически те же, что и в этом году, то, кому интересно, можно здесь посмотреть:
https://stasas.blogspot.com/p/blog-page_24.html
А если выберу время, то добавлю что-то и из этого года.





 






... Ensueño Terraza ...



   Этот дом… Если бы я не был от природы независтлив, то просто обзавидовался бы. И даже не просто, а с обильным слюноотделением. Потому что если и бывают в жизни попадания в самую десятку, так это именно такое. Дом Гайвы и Витяниса в Velez-Malaga. Самый подходящий дом для художников, где нас приютили на время нынешней поездки в Испанию.
   Сам этот городок, Velez-Malaga, довольно приятное место. Расположен примерно в 7 км от моря. И вот так он выглядит, если смотреть на него с самой высшей точки, - Fortaleza de Vélez-Málaga.
Прямо у подножия этой самой Форталезы, на последней, самой "высокогорной" улице и стоит этот дом.
   Он сразу начал нервировать. В хорошем смысле этого слова. Во-первых, я понял, что постоянно буду разрываться между двумя желаниями: побольше посмотреть в Андалузии и почаще оставаться дома. Во-вторых, никак не мог ухватить, что же этот дом мне напоминает.   
   Дня три-четыре мы привыкали к дому, поскольку сразу его охватить никак не получится, - какие-то ярусы, лестницы, переходы и закоулки, всё это должно было как-то уместиться в голове. И только потом я понял, что же он мне напоминает, - яхту! Или небольшой корабль. Этакая Casa Barco или Casa Del Yate, уж не знаю, как тут правильно на испанском сказать.
Действительно, жилые помещения, как и на корабле, находятся где-то «в трюме», то есть в самом нижнем ярусе дома. Вот так, например, выглядит «кают-компания», то бишь гостиная:
Остальные помещения показывать не буду, там ещё не всё готово, да и они не так важны. Важно то, что сверху, на «палубах».
   Да, надо только сказать, что попасть в дом можно либо снизу (на фото видна открытая дверь), либо сверху, с другой улицы, через гараж, который, в отличие от литовских домов расположен на самом верхнем ярусе.
   С нижней улицы дом выглядит совсем непритязательно и не даёт никакого представления о его размерах и пространстве:
   Впрочем, сверху тоже сначала ничего не разберёшь. Выходишь из гаража и обзор закрывает большое лимонное дерево – предмет восторга хозяев и гостей. Спустившись по трапу (то есть хотел сказать – лестнице) на второй ярус (счёт я веду сверху), обнаруживаешь такой вид:
   Справа, за лимонным деревом, вход в ателье (мастерскую) Витяниса. Поднявшись от неё по небольшому трапу, попадаешь на первую, совсем маленькую террасу-палубу с неким строением на ней, которое пока не доведено до ума и непонятно, что в нём будет. То есть, я-то конечно знаю, что там могло бы быть. Но не скажу:).
   Сама же мастерская Витяниса выгляд пока вот так:
   Для себя я называю это, - Ателье Пойманных Сквозняков. Ведь именно этим и занимается художник, - улавливает сквозняки ощущений, настроений, веющих непонятно откуда и непонятно куда, чтобы их запечатать на холсте ли, в скульптуре ли, ювелирике или музыке. Ну, короче…
   Кстати, вот с той небольшой «палубы», что у Ателье, уже можно немного подробнее разглядеть «яруса»:
   А спустившись на следующий ярус, оказываешься в самом магическом, на мой взгляд, месте всего дома. Это крытая терраса, готовая на что угодно: для работы, веселья, застолья, но главное, - здесь так приятно в сиесту! А какой же литовец не любит сиесты?:) Кстати, кое-кто здесь и запечатлён во время оной:
   А если сидеть в кресле у столика (моём любимом, между прочим), то вот такой вид:
   Эту террасу я обзываю просто, - Ensueño. То есть, - Сновидение (не сон!). Потому что… ну, потому что… ну, так вот:
   На этой же Ensueño Terraza расположена и такая вот «палубная надстройка», у которой можно погреться и чего-нибудь почитать:
   Раньше это была голубятня (ну, это ж, на минутку, старый андалузский дом, так чего хотеть?). А теперь там, как я понял «каюта» самого младшего члена семейства. Сколько ему? Увы, запамятовал. Что-то около пяти вроде. И вот в этом возрасте уже иметь свою собственную неприкасаемую каюту на волшебной террасе? Да уж…


   Ну, и последний штрих, нет, не в доме, а в этом рассказе, потому как в доме ещё масса закоулков и заглядений, - всё сразу не опишешь.
   Это Патио Скользящей Тени. Там целый день плавает тень (это не в рифму, просто так вышло):) И там приятно пить утренний кофе со «свежими газетами»:
   Остаётся сказать о звуках, в море которых плывёт этот корабль. Ну, днём, понятно, в основном звуки городка и иногда небольших самолётов, аэродром которых находится неподалёку. Всё это вперемежку с голосами птиц, среди которых я, по причине полной орнитологической безграмотности, могу выделить только урлыканье домашних голубей соседей и диких голубей от Форталезы. Иногда слышны хриплые испанские голоса и лай соседской собачки.
   Ночью всё стихает, кроме редких птиц. А ещё где-то в "руине" порой пищит котёнок. В первую ночь я даже забеспокоился и начал вспоминать, где у меня фонарик, чтобы пойти выставить ему молока. Но он замолчал, и я сообразил, что он, возможно, просто призывал мамашу. Видимо так и есть, поскольку так происходит каждую ночь.
В общем… И корабль плывёт!


P.S.
Я тут задумался, - а кто ж капитан? И понял, - конечно Гайва! И хотя вроде как на флоте женщина на корабле это хуже, чем конец света вприпрыжку, а уж тем более капитан… Но, думаю, Витянис возражать не станет. Ведь у художников, в отличие от матросов, всё шиворот-навыворот...

Комментариев нет:

Отправить комментарий